СЕРГЕЙ МАЛЬЦЕВ - ВЕТЕРАН ИЗ ОСЫ. ПОЗЫВНОЙ - СЭНСЕЙ

О ветеране боевых действий в Чечне, жителе города Осы Пермского края, сотруднике МВД Сергее Мальцеве в газете "Осинское Прикамье" пишет журналист Кристина Татарникова. В преддверии Дня Защитника Отечества мы с удовольствием публикуем этот материал на нашем сайте "Сила в братстве - 59".

ПОЗЫВНОЙ - СЭНСЕЙ

Сергей Мальцев достает из кармана куртки и показывает брелок от ключей с надписью «счастливый отец».

– Это мне мои дети подарили. Сейчас у меня их уже трое. Два года назад любимая жена подарила дочку. Семья для меня всегда на первом месте, я за родных готов и в огонь, и в воду. Но есть такое слово «надо», как говорит моя маленькая принцесса – это самое жестокое слово на свете, а я бы сказал не  жестокое, а жесткое, – рассказывает Сергей.

Совсем недавно мужчина вышел на заслуженную пенсию. С 1991 года вся его профессиональная деятельность была связана с оружием и силой. После армии Сергей уехал жить в Питер.
– Я в то время учился в институте на преподавателя биологии. Я привык ни на кого не надеяться и начал искать работу. Было трудно, меня никуда не брали, кому нужен такой работник, который по полгода отсутствует, то я на сессии, то на практике. А потом мне удалось пройти комиссию и устроиться в милицию. Когда работал в районном управлении инспектором, меня, бывало, перекидывали туда, где не хватало рук. Так я и в уголовном розыске успел поработать и в убойном отделе. Как раз в то время у нас начальником был Андрей Кивинов – автор книг, по мотивам которых снят знаменитый сериал «Улицы разбитых фонарей». Сюжеты серий перекликались с теми делами, которые мы как раз расследовали в то время. Он писал о нашем отделе и давал читать нам свои рукописи, – вспоминает мой собеседник.

Времена были тяжелые, зарплату не платили, говорили, что все записывается на депонент. Выдавали понемногу только на проезд и на обеды. Вот молодой милиционер и пошел искать себе подработку. Прошел специальную подготовку и стал телохранителем.
– У нас в России до сих пор официально такой профессии нет, поэтому мы все числились сотрудниками охранного агентства, там я и познакомился близко с основами рукопашного боя. Пояса тогда не выдавали. Спарринги и соревнования устраивали только с одной целью – показать себя и свою команду в лучшем свете перед потенциальными клиентами, – делится мужчина.

Когда Сергей вернулся к себе на родину в Яйву, где жили родители, его приняли на работу в милицию на должность секретаря-машинистки, 8 месяцев обещали, что скоро аттестуют, и он получит место в уголовном розыске. Платили копейки, поэтому Сергей ушел из милиции и переехал жить в Березники. Там мужчина познакомился со своей будущей женой, которая подарила ему потом двух дочек и сына. Вскоре он вновь надел погоны и вернулся на службу в милицию на этот раз инструктором в учебный центр, где готовили будущих милиционеров. Параллельно мужчину пригласили в ОМОН заниматься физподготовкой с сотрудниками. Когда учебный центр закрылся, Сергею предложили перейти в ОМОН на постоянной основе.

– На тот момент мне было уже 35 лет. До этого меня приглашали к ребятам преподавать некоторые дисциплины, но, чтобы самому потом пополнить ряды омоновцев, я и не думал. Мне казалось, что в таком возрасте это уже невозможно. К тому же я хотел получить черный берет на общих основаниях, чтобы моя команда меня уважала. Полгода готовился к сдаче экзамена и все-таки прошел его успешно. Мне нравилось там работать. Мы ездили в командировки, участвовали в спецоперациях. Парням не хватало навыков спускаться с вертолета по веревке. Я ездил в Пермь, сначала сам обучался, потом учил ребят. У меня была очень ответственная задача, выпускать их из вертолета. Я как офицер работал пятидневку, но бывало и так, что уходил на службу и пропадал на несколько дней без предупреждения и никто не мог до меня дозвониться. Жена волновалась, конечно, и была рада, когда я оттуда ушел и мы переехали жить в Осу. Так получилось, что у сына появились проблемы со здоровьем. Березники очень загрязненный город, там много химических предприятий. К тому же в то время там стали появляться провалы, и мы уехали сюда, – говорит он.

Так, Сергей перевелся в отдел полиции и опять стал инструктором по физподготовке и другим дисциплинам. Тренировал полицейских Осинского, Бардымского и Еловского районов. В 2013 году Сергей Мальцев впервые уехал в командировку в Северокавказский регион.
– Я был один из Пермского края. Это была морально и физически тяжелая командировка. В общей сложности мы провели там полгода без связи с родными и близкими. Работали по трем республикам: Ингушетия, горные районы Чечни и Алании. Были у нас и убитые, и раненые. Мы занимались в основном зачисткой горных аулов, деревушек и сел. Совершали боевые вылазки. Уезжали на бронетранспортерах на два-три дня, делали временные оборонные укрепления, копали окопы, ставили палатки. Заходили в населенный пункт, искали там боевиков, оружие, боеприпасы, наркотики. Долго там находиться нельзя, особенно если есть результаты работы, иначе на лагерь могут напасть.

Однажды мы так нашли мужчину, обросшего, загорелого, в чеченской одежде, который провел в плену около 20 лет. Пленника прятали высоко в горах, а тут пониже спустили, и мы его обнаружили, потом передали специальным службам. А нашему командиру после этого еще неделю поступали угрозы и требования, вернуть раба хозяевам, – замечает наш герой.

В самом конце Сергей узнал, что в Дагестане убили его бывшего ученика, молодого снайпера из березниковского ОМОНа, для которого эта командировка стала первой и последней. Мужчина долго переживал из-за гибели молодого парня, которого он сам когда-то учил стрелять и способствовал его отправке в учебный центр снайперов.

Но в 2020 году Сергей снова отправился на Кавказ. На этот раз уже в Чеченскую республику, в Веденский район. Вторая командировка прошла намного спокойнее. Без единого выстрела.
– Настоящие защитники Отечества должны быть всегда готовы встать на защиту Родины не только в военное, но и в мирное время. И выполнять работу, которую другие не смогут или не захотят. Во время критических ситуаций опасных для жизни сразу видно, что из себя представляет человек, как бы он ни готовился. Мы ездили туда и рисковали своей жизнью, чтобы здесь дома все было хорошо. Воспитать из своих сыновей настоящих мужчин и патриотов можно только личным примером. Сколько детей ни учи, что им ни говори, они все равно будут повторять за нами. Ведь они наблюдают и видят, как мы себя ведем, усваивают на бессознательном уровне, – рассуждает бывший полицейский.

Когда-то давно Сергею дали позывной Сэнсей, что означает «рожденный ранее» или «учитель». Так он за ним и остался. Скрасить время в командировках мужчине помогло увлечение бардовской песней. В 2013 году сослуживцы в Ингушетии подарили ему гитару, чтобы он играл им по вечерам. Теперь она дорога мужчине как память, он часто берет именно этот инструмент, когда его просят выступить перед школьниками и студентами.

Автор статьи - Кристина Татарникова.
Фото из личного архива С.Мальцева.
Подготовка публикации - И.Вакилич.

  • 0
Top