АФГАНСКАЯ СУДЬБА РЯДОВОГО БОЯРШИНОВА

Статью о жителе Очёрского района Пермского края, воине-афганце Сергее Бояршинове, нам на сайт "Сила в братстве - 59" прислала  и.о. главного редактора газеты «Очёрский край» Лариса Сосунова. В преддверии памятной даты - Дня вывода войск из Афганистана этот рассказ будет очень интересен для всех.

РЯДОВОЙ БОЯРШИНОВ

Деревенским ребятам в армии не то чтобы легче, но все-таки немного проще, чем городским. С детства приученные к физическому труду, неизбалованные, имеющие природную смекалку и хозяйственные навыки, охотно занимающиеся спортом, они и службу переносили куда более оптимистично, и армейский быт не казался им очень тяжелым. Сергей Васильевич Бояршинов – яркое тому подтверждение.

Уроженец д. Верещагино, средний среди 7 детей, он постоянно помогал маме на ферме (Анна Афанасьевна всю жизнь проработала дояркой), отцу в кузнице. Пешком ходил в школу, а после окончания 8 классов – в ГПТУ-17 (это не один и не два километра). С 14 лет работал в совхозе на сенокосе и уборке, на заработанные деньги купил себе мотоцикл «Восход»). Занимался
спортом, играл в поселковой хоккейной юношеской команде, любил волейбол, баскетбол, футбол… Вместе со сверстниками два года подряд был в военно-спортивном лагере, отучился на водителя в ДОСААФ. В общем, к армии готовился серьезно. Да и тогда, в 80-е годы прошлого века, подготовке к службе уделялось гораздо больше внимания.

До последнего момента призывник не знал, в каких войсках будет отдавать священный долг Родине, а когда ему сообщили, что служить будет в погранвойсках, обрадовался, потому что многие его земляки защищали государственную границу и 28 мая с гордостью надевали зеленые фуражки. Дату, когда заканчивается гражданская жизнь, каждый помнит четко. Для Сергея Бояршинова - это 11ноября 1984 года. Его служба начиналась в Киргизии в г. Нарыне.

- Учебка была прямо в воинской части, - вспоминает Сергей Васильевич. – Всё обучение завершилось в 3 месяца. В отряде было много пермских ребят, старались держаться вместе. Сложно было привыкнуть к жесткому распорядку дня, но тяжелее всего
уральцами ощущался недостаток кислорода в воздухе - высокогорье, 2000 м над уровнем моря. Постепенно привыкли и к этому.
Пограничная служба С.В. Бояршинова проходила на заставе Чатыр-Таш.

Числился наш земляк стрелком-пулеметчиком, а что только ни доводилось делать. Даже хлеб печь. На вопрос: умеет, знает, как это делается, ответил, что видел, как мать выпекала. Попробовал – получилось. (Это я к тому, что деревенская сноровка везде пригодится и всегда выручит)

Охрана советско-китайской границы, по его словам, проходила относительно спокойно. Серьезных случаев нарушения границы в то время не случалось. Правда, по тревоге заставу часто поднимали – то медведь разделительную полосу перейдет, то еще какое-нибудь другое животное из Китая в Советский Союз «эмигрирует». Однажды целый месяц наш земляк вместе с другими пограничниками охранял команду топографов, которые сверяли карту границы, - пришлось и по горам полазить, и ущелья повидать, и обрывы…

К окончанию первого года службы Сергей Бояршинов дал согласие на предложение поехать в Афганистан. В то время на родной павловской земле уже похоронили Сергея Каменских, погибшего 9 мая 1984 года. Еще будучи допризывником, С. Бояршинов провожал земляка в последний путь. Сообщили ему и о гибели еще одного павловчанина - Андрея Седова в июне 1985 года. Он знал и видел, чем может закончиться «командировка» в эту страну, но вот всё ли до конца понимал и осознавал в силу возраста?
Говорит, хотел вместе с сослуживцами отомстить за наших парней – «показать этим душманам!»

Благо, парней не отправили воевать сразу – 3 месяца они проходили спецподготовку: их учили стрелять из многих видов оружия, управлять любой техникой, была и так называемая горная подготовка. Границу с Афганистаном он пересекли на машинах, правда, до границы долетели. В январе 1986 начался для С. Бояршинова афганский период его службы – то есть война.

С Гульханы - самой крупной базы пограничников на территории Афганистана советских бойцов распределили по точкам. Наш земляк попал на Изван. Вместе с сослуживцами охранял Зардевское ущелье (печально знаменитое гибелью пограничников заставы Панфиловского отряда, случившейся буквально пару месяцев назад), контролировал проход по нему, поднимался в засады, перекрывал тропы…

О каких-либо подробностях Сергей Васильевич не рассказывает, говорит только, что участвовал в 2-х спецоперациях и 3-х засадах. Все-таки к этому времени советские солдаты уже знали специфику ведения боевых действий в горной местности, поняли менталитет местных жителей, в взводе, где служил С. Бояршинов, погибших не было, лишь один солдат получил ранение.

- Самим стрелять доводилось часто, - рассказывает С.В. Бояршинов. – А от чьей автоматной очереди падают противники – твоей или твоего товарища – кто знает?

Опасность на войне всегда рядом. Но если об этом постоянно думать, то ты не только боевые задачи не сможешь выполнить - даже шагу от страха сделать не сможешь. Чувство опасности со временем притупляется – и это тоже плохо.

Конечно, на неокрепшую психику такая «служба» влияет сильно. А если учесть, что никакие психологи с вернувшимися с как бы несуществующей, но все же настоящей войны молодыми парнями не работали, то становится понятно, почему многие из них так тяжело возвращались к обычной мирной жизни, а некоторые сделать этого так и не смогли. Сколько искалеченных судеб можно добавить к погибшим? Да что об этом сейчас говорить…

Путь домой у Сергея Бояршинова лежал через госпиталь: втроем со взвода заболели брюшным тифом и гепатитом – кто попил сырой воды из арыка, кто просто поцарапанные руки помыл… Лечились в советском госпитале и через родную часть демобилизовались.

11 месяцев и 24 дня – год без недели – столько длилась война для рядового Бояршинова. Он нисколько не жалеет об этом времени, что судьба в тот период его жизни была связана с Афганистаном. Говорит, что расклад в голове другой. Появилось много настоящих друзей, с кем поддерживает связь до сих пор.

Насколько было необходимо нахождение советских войск в ДРА? Соизмеримы эти цели и задачи с числом погибших? Я не спрашивала об этом С.В. Бояршинова, Это некорректные вопросы и задавать их надо другим людям и на другом уровне. Жизнь не щадила этого человека, прожито и пережито немало. Но говорить об этом он не хочет, теперь всё хорошо, семья, работа, любимое дело. Бригадир ООО «Очерское» - он отвечает за всю технику и все поля знает, а в свободное время конструирует разные машины: уже есть снегоход, снегоболотоход, сейчас собирает трактор.

Сергей Васильевич стоит в одном строю защитников Отечества. Его отец не воевал, ему еще было мало лет. Но воевал дядя - Шилов Федор Михайлович, который погиб 16 июля 1944 года и похоронен на ст. Концевичи в Белоруссии.
Второго дядю мы не назвали, хотя бы имя. Придет время, подрастет сын Николай и тоже встанет в ряды защитников.

Автор статьи - Л.Сосунова.
Фото - из личного архива С.Бояршинова.
Подготовка публикации - И.Вакилич.

  • 0
Top