СПОРТСМЕН, ДЕСАНТНИК, АФГАНЕЦ, ВРАЧ АЛЕКСАНДР БУСЫГИН - ЭТАПЫ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ.

Специально к 90-летию ВДВ пермский журналист Елена Савельева подготовила материал о ветеране ВДВ, участнике войны в Афганистане Александре Бусыгине. 

ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ ПО ИМЕНИ АЛЕКСАНДР

Когда меняется судьба человека? Когда она поворачивает в новое русло, сметая на своем пути все построенное ранее и создавая новые просторы и новый мир? Александр Бусыгин – врач-реаниматолог, спасающий жизни пермяков уже 30 лет. Да – в сентябре будет ровно 30! В его послужном списке звание «Врач года» в номинации «Лучший врач скорой медицинской помощи», заведование отделениями реанимации и скорой помощи, заведование подстанциями СМП, должность главного внештатного специалиста по скорой помощи ПМР, десятки благодарностей и тысячи бессонных ночей. Но у нас с вами не было бы такого специалиста, если бы не одна маленькая семейная ссора…

УЧЕБКА ВМЕСТО ОЛИМПИАДЫ

После второго места на Чемпионате России по дзюдо в 1986 году у Александра была одна дорога: на Олимпиаду. Спортивная карьера была предсказуемо удачной и интересной. От армии – отсрочка, дающая возможность спокойно заниматься спортом. Упрямый, целеустремленный, настойчивый, он занимался любимым дзюдо, испытывая искреннее уважение к тренерам и философии этого боевого вида. Александр непременно бы достиг звездных высот, но его уже
ждала другая высота. Небольшая ссора с домашними на самую обычную тему, и вот Александр стоит перед дверями военкомата, набирающими ребят по Марийской АССР. А через день едет в Литву. Служить в ВДВ – не долг, а честь.

Холодный в своей красоте Гайжюнай. 242-ой учебный центр подготовки младших специалистов ВДВ, где снимался фильм «В зоне особого внимания»: забавно там, где шло действие, где кричали: «Камера, мотор!» и актеры играли в тех самых любимых кадрах. Но романтика была эпизодом, а занятия в учебке – ежедневными. Каждый курсант должен был получить одну из специальностей. Александр получил две: санинструктор и инструктор рукопашного боя.

Но и в тот момент судьба еще не была уверена и вполне могла «встать на старые рельсы». Из числа курсантов отобрали группу ребят для отправки в Афганистан. Александру повезло: его отправляли в спортроту в союзе готовить спортсменов. «Обидно было: почему все воевать поедут, а я – солдат тренировать?» С ротным договориться было несложно. В Афганистан сержанта Бусыгина отправили, но в Баграм, отдельно от друзей, улетевших в Кабул.

ТЮЛЬПАНЫ И ЛЕПЕСТКИ

Молодые, спортивные, дерзкие. Они не боялись, а хохотали, шутили, разговаривали: 60 ребят из спортроты летели в Афган. Фергана, Ташкент, Кабул. Над границей провыла сирена – это судьба сообщила, что теперь возврата уже не будет. Горы, горы, горы…

Дозаправка в Кабуле. Рампа открылась – земля потресканная, не по-майски пересохшая, с растресканными губами. Напротив – АН-12, груз-200. Сидели до ночи, ждали свой борт – еще один АН-12. Смотрели. Думали. Уже в ночи самолет, долетев до места, начал молча и беззвучно падать: пилоты так делали, чтобы самолет невозможно было сбить стингером, выравнивали курс уже перед самой землей. Солдаты об этом не знали и испытали весь спектр чувств, пока самолет валился бессильной тушей вниз, обрывая нить прежней жизни.

Май 1988-го был жарким и ярким. Горы цвели, пылали алой кровью тюльпанов. На адаптацию дали неделю. Привыкая к новой реальности, осваиваясь в военном быту, Александр решил, помимо прочего, приготовить сувениры для родных. «Лепестки» – зеленые, как стебли тюльпанов – были повсюду. Правда, были они не настоящими лепестками цветов, а противопехотными минами, которые раскидывают с вертолетов. Александр набирал их, представляя необычность сувениров, пока не саперы не спросили марку: лепестки эти, падая на землю, взводились автоматически. И срок, на который был настроен механизм, неизвестен. Два года, три… Пришлось избавиться от лепестков. А дальше стало не до сувениров.

БОЙ СО СМЕРТЬЮ

Начались боевые операции. Бусыгин служил в ОПДП 345, задания были самыми разными. Сопровождение колонн, высвобождение пленных, зачистка кишлаков, засады на караваны – дни сменялись ночами, каждый час был на счету и не было им счета. Красная пелена тюльпанов давно отцвела, но земля постоянно – то здесь, то там – окрашивалась молодой кровью. Александр был дважды ранен. Первое же ранение – минновзрывная травма – отрезало путь в большой спорт. В ущелье под Хур-Кабуль десантников обстреляли из гранатомета «черные аисты» – пакистанский спецназ, носивший черную форму. Одна из гранат попала в каменную кладку над Александром. Он провалился в бессознательную яму на трое суток. Очнулся в госпитале. И через несколько дней, когда стало понятно, что из-за ранения будет отправлен в Союз, применив все мыслимые и немыслимые хитрости, Александр срочно направился к своим – в полк. Отлеживаться не было желания, хотелось обратно к своим.

Во второй раз недалеко от провинции Пули-Хумри разведгруппа подорвалась на мине. Счетчик-луч сработал на 8-ом человеке. Пострадала почти вся группа – 13 человек, в том числе и сам Александр, осколки попали в плечо, грудь, голову. Перевязались, пошли дальше. Осколки достали позже, когда, после оказания помощи раненым и сортировки погибших, был направлен в госпиталь для сопровождения раненых. Лежать опять же некогда – сразу вернулся в полк. Оказаться раненым было нестрашно. Страшно было терять друзей, держать на руках умирающими тех, кто еще минуту назад разговаривал с тобой о простых бытовых вещах, мечтал об ужине и отпуске.

Афганистан менял всех, каждого, запечатывался в памяти осколками без срока давности. Ребята приходили разными, а выходили с определенными устоями, с определенными знаниями о жизни. Эти знания были горькими, как протухшая вода, жесткими, как песок на зубах. И в то же время Афганистан стал символом дружбы, армейского братства. Братство навсегда.

НАШИ БОЛЬНЫЕ, КАК ПРАВИЛО, НАС НЕ ПОМНЯТ

Армейский период – как взрыв гранаты: слепящий, оглушающий и такой же короткий – закончился. Ребята разъезжались по домам. Александр переосмыслял свои планы: нужно было строить жизнь без спорта. И вместо того, чтобы поехать домой, сел с другом-пермяком на поезд до Перми. Девяностые только начинались, и для афганца-десантника, инструктора по рукопашному бою были открыты самые разные пути. Он выбрал мединститут.

И уже с первого курса устроился на скорую помощь. Дни и ночи все так же летели, учеба шла легко, подкрепляемая практикой и имеющимися с армии знаниями. Колебаний в выборе профиля не было. Упрямый, порой бескомпромиссный, он умел работать только с полной отдачей. А параллельно успевал не только учиться, но и вести секцию дзюдо.

Работа на скорой помощи – дело непростое. Но есть и в службе скорой помощи передний край – реанимационная скорая. Каждый случай экстренный, каждый – бой со смертью. «Наши больные, как правило, нас не помнят, – говорит Александр. – Но важно не это, важно – спасти жизнь». Успеть, сделать невозможное, выцарапывая из твердых пальцев смерти, – труд, который могут оценить, пожалуй, только сами люди, попавшие в такую ситуацию, и их родственники. Дома у Александра очень много памятных подарков – часов, икон, кружек, графинов с символикой медицины, с памятными надписями и гравировками. Бусыгин хранит их все, бережно расставляя.


Так получается, что он всегда на передовой: в его смены была и печальная ночь «Хромой лошади», и взрыв газа в доме на Стахановской, 18, и падение самолета. Нет одинаковых дней, и нет одинаковых бед. Есть необходимость действовать молниеносно, прямо сейчас, без права на раздумья.

В 2005 году Александр Бусыгин признан лучшим руководителем на соревнованиях СМП Пермского края. В 2013 был номинантом в краевом конкурсе «Врач года» в номинации «Лучший анестезиолог-реаниматолог». В 2015 году Александру присуждено звание «Врач года» в номинации «Лучший врач скорой медицинской помощи».


Может быть, именно благодаря армейской закалке, стало возможным жить в режиме бессонных лет для Александра Бусыгина, награжденного 2 медалями «За отвагу», медалями «От благодарного афганского народа», «За отличие в воинской службе», знаком ВЛКСМ «Воинская доблесть» и другими. Врачу, как и любому человеку, необходимо отдыхать. Но после исполнения в течение нескольких лет обязанностей главного внештатного специалиста по скорой помощи ПМР полноценно выспаться трудно: телефон может зазвонить в любое время, если коллегам нужна консультация.

«Чужая жизнь всегда немного выше моей», – улыбается Александр. – Это такая работа, такая профессия».

В этом году у Александра двойной юбилей: 30 лет работы в пермской скорой помощи и 90 лет ВДВ. Этот праздник, отмечаемый 2 августа, объединяет мужчин, в сердцах которых живут отвага и мужество в любые времена – военные и мирные.

С праздником, дорогие наши десантники!


Автор статьи - Елена Савельева.

Фото - Е.Савельева и из личного архива А.Бусыгина.

Подготовка публикации - И.Вакилич.

  • 0
Top